9 июня 2023 г.
Время чтения: 4 минуты

Как правильно защитить свой бренд

Товарный знак по Гражданскому кодексу РФ — это определённое обозначение, необходимое для индивидуализации товаров юрлиц или ИП (статья 1477). Бизнесмен вкладывает деньги, чтобы его бренд стал узнаваемым. Для этого он размещает рекламу в оффлайне и онлайне, публикует отзывы потребителей на специализированных сайтах, проводит маркетинговые акции.

Бизнесмену важно обезопасить себя — зарегистрировать свой бренд в Роспатенте. Если этого не сделать, то в любой момент конкурент или ушлый предприниматель из другой сферы может воспользоваться его наработками. Достаточно будет создать дубль юрлица и оказывать схожие услуги. Ситуация усугубится, если недоброжелатель ещё и зарегистрирует этот товарный знак в установленном законом порядке. Тогда он сможет потребовать прекращения использования бренда-первоосновы и даже выплату компенсации.

А пример можно?

В октябре 2019 года в Девятом арбитражном апелляционном суде слушалось дело. Индивидуальный предприниматель сначала зарегистрировал бренд «SIGER», а потом потребовал 5 млн рублей от российского представительства китайской стоматологической компании Zhuhai Siger Medical Equipment Co. Хотя эта корпорация и работала десятилетиями в РФ, по каким-то причинам она свой товарный знак ранее оформлять не стала.

Первая инстанция требования «патентного тролля» частично удовлетворила — взыскала с бизнесмена 500 тысяч рублей. Но в апелляции это решение не устояло: суд отменил санкцию, указав на незаконность заявлений истца (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2019 N 09АП-36308/2019-ГК по делу N А40-12627/2019).

То есть надо регистрироваться?

Без сомнений. Если вы оформите своё наименование в официальном порядке, то сможете защитить бренд от любых неожиданностей. Более того, если кто-то решит воспользоваться вашими наработками, то вы имеете право подать в суд и получить материальную компенсацию. Сумма может составлять несколько миллионов рублей (Определение Верховного суда РФ от 16 декабря 2020 г. по делу № А08-3044/2019).

Кстати, кроме гражданско-правовой ответственности, недобросовестному лицу может грозить даже уголовная ответственность.

А можно пример назначения уголовного наказания?

Группа граждан незаконно торговала семенами подсолнечника под брендом известной фирмы. Сумму ущерба, причинённого правообладателю, оценили почти в 5 млн рублей. Деятельность правонарушителей квалифицировали по уголовной статье — их обязали выплатить компенсацию от 150 до 200 тысяч рублей (Апелляционное постановление № 22-1500/2020 от 13 августа 2020 г).

И как зарегистрироваться?

Официальное оформление товарных знаков в РФ проходит через Роспатент. Вы можете подать заявку туда самостоятельно или через квалифицированных юристов. Например, наших партнёров — компанию «Онлайн Патент», которая занимается этим вопросом на профессиональной основе и предоставляет скидку на оформление бренда.

Этапы регистрации:

Первый этап — предварительный патентный поиск. Товарный знак следует проверить на уникальность, определив нужные классы из Международного классификатора товаров и услуг.

Второй этап — составление пакета документов. Можно сразу обратиться к профессионалам, чтобы сэкономить время и нервы. Данный пакет включает:

  • заявление о регистрации обозначения в качестве товарного знака с указанием идентификационных данных заявителя;
  • непосредственно само обозначение, его описание;
  • перечень товаров или услуг, в отношении которых хотят осуществить регистрацию.

Третий этап — оплата государственной пошлины.

Если все документы собраны и отправлены, Роспатент начинает свою работу. Формальная экспертиза предусматривает оценку соблюдения юридических требований к представленному пакету документов. Максимальный срок формальной экспертизы — месяц. Экспертиза по существу более продолжительная — до 12 месяцев, в течение которых оценивается предлагаемый товарный знак. Если проблем с представленными материалами нет, то Роспатент одобряет регистрируемый бренд и размещает его в госреестре. Правообладателю выдается свидетельство, подтверждающее его право на товарный знак.

На все эти этапы правообладатель потратит в среднем 18 месяцев и 2 недели. Но может быть и меньше, и больше, в зависимости от ситуации.

А если я занимаюсь бизнесом в интернете, то можно ли зарегистрировать в Роспатенте, например, доменное имя?

Доменное имя в российском патентном ведомстве не оформляется. Однако это не мешает защищать свои права добросовестным предпринимателям.

Совет тот же: оформите товарный знак через Роспатент и используйте выбранное наименование в доменном имени. Если кто-то продублирует ваш бренд в URL, то вы вправе потребовать закрытия подобного сайта с выплатой компенсации.

Примеров в практике много:

  • Фирма зарегистрировала товарный знак «SAUCONY», а потом обнаружила в сети домен saucony.ru, который им не принадлежал. Третья ветвь власти посчитала, что подобное копирование незаконно. Нарушителю запретили использовать данный сайт, а также с него взыскали компенсацию в 300 тысяч рублей (Решение АС Калининградской области №А21-10484/2015 от 16.05.2015).
  • Финансовая корпорация оформила товарный знак «Капуста», а затем нашла в интернете домен «ekapusta.com» (он принадлежал микрофинансовой организации). За такое копирование правонарушитель получил штраф в 5 млн рублей (Решение АС Новосибирской области А45-10613/2019 от 28.06.2020).

Даже если вам кажется, что ваш бренд никто не будет дублировать, вы не можете быть в этом уверены. С такими неприятностями сталкиваются не только крупные компании, но и владельцы малого бизнеса. Зарегистрируйте товарный знак — сделайте шаг к надёжной защите своего бренда уже сегодня.

Как защитить бизнес от тайпсквоттинга

30 важных инструментов для фронтенда. Часть 3

Рекомендуем

Домен .SALE: как купить его за 790 ₽ и для каких сайтов использовать

Защита PHP-сайта: зачем подключать услугу «Антивирус для PHP-сайтов» на хостинге

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
© Джино, 2003–2024. «Джино» является зарегистрированным товарным знаком.
Лицензия на телематические услуги связи № 150549 от 09.03.2017.
Правовая информация Политика конфиденциальности Карта сайта