9 марта 2023 г.
Время чтения: 3 минуты

Ребрендинг: как защитить бизнес

Ребрендинг — это изменение имиджа компании. Причины могут быть разными: выход на новый рынок, изменение концепции бренда или просто желание улучшить фирменный стиль.

Варианты ребрендинга

Можно выделить 3 основных вида:

  1. Рестайлинг. Компания частично или полностью меняет фирменный стиль и гайдлайны. Например, разрабатывает новый логотип.
  2. Ребрендинг со сменой позиционирования. «Начинка» организации останется прежней, а её внешний облик обновляется под требования рынка. Это помогает компании всегда быть в тренде.
  3. Ребрендинг со сменой бизнес-модели. Фирма меняется и снаружи, и внутри: происходит чистка кадров, модификация идеологии. Яркий пример — изменение Apple с уходом/возвращением Стива Джобса.

Юридическая защита ребрендинга

Если фирма частично обновляет свой облик, то ей не нужно проходить перерегистрацию товарного знака через Роспатент. Например, если изменилось только начертание букв в логотипе. Правообладатели могут обратиться в ведомство для внесения изменений в ранее выданное свидетельство.

А вот если компания решила изменить наименование бренда и внести заметные корректировки в лого, то нужно ей переоформлять документацию.

Почему это важно? Дело в том, что компания оказывается незащищённой. Если обновленный бренд не зарегистрирован, его могут использовать в своих целях патентные тролли или конкуренты.

Связь ребрендинга и доменного имени

Если вы провели ребрендинг своего бизнеса, то заменить доменное имя вы сможете быстро (в отличие от товарного знака). Для регистрации сайта не нужно подтверждать уникальность.

В этом и кроется проблема — недобросовестные лица могут с лёгкостью зарегистрировать свой товарный знак, сходный с доменом коммерчески успешного портала в Роспатенте. Далее им останется только потребовать от законной компании прекратить использование «их» обозначения.

Казалось бы, проблему легко решить, ведь налицо злоупотребление правом или недобросовестная конкуренция. Но на деле всё гораздо сложнее, так как российские суды преимущественно встают на сторону правообладателя товарного знака.

Как защитить себя

После проведения общего ребрендинга сразу регистрируйтесь или пройдите перерегистрацию в Роспатенте. Но помните о том, что вы тоже можете случайно нарушить чьи-то права. Поэтому заранее проведите поиск зарегистрированных товарных знаков. Иначе можно получить иск в суд.

Примеры из практики

Пример 1

Предприниматель был частью франчайзи-сети крупной федеральной компании. Позже он расторг контракт, переименовался и стал работать самостоятельно. При этом он не проверил, есть ли в базе Роспатента такое название бренда.

Правообладатель же обнаружил, что ребрендинг был произведен с нарушением. Он потребовал через суд запретить использование товарного знака не только в офлайне, но и в онлайне. То есть предпринимателю нужно было также удалить материалы из соцсетей и сайта. «Третья ветвь» поддержала иск, согласившись с доводами стороны. В ходе разбирательства ответчик не представил доказательств, подтверждающих использование товарного знака раньше истца. Это решение устояло и в апелляции.

Пример 2

Владелец ИП, которая занималась созданием бижутерии, придумала название своему бренду. Она стала использовать его при указании авторства на аксессуары. Работы продавались даже в центральных столичных магазинах. В 2008 году предпринимательница зарегистрировала одноименный домен.

В 2013 году другая индивидуальная предпринимательница официально оформила этот товарный знак на себя в Роспатенте. Затем она обратилась в суд, добиваясь запрета для креативной бизнесвумен на использование теперь уже чужого для неё обозначения. Суды всех уровней удовлетворили эти требования.

При этом владелец ИП, которая придумала, но не зарегистрировала товарный знак, ещё и должна была заплатить. С неё взыскали 300 тысяч рублей компенсации, а для продажи бижутерии ей пришлось создавать другой бренд и новый сайт.

Ребрендинг под давлением внешних обстоятельств

Любой бизнес могут начать атаковать конкуренты с требованием срочно изменить внешний облик компании. Если она на самом деле незаконно использовала чужой товарный знак, то есть нужно обновить бренд. Только нужно помнить: сначала официальная регистрация нового логотипа в Роспатенте, лишь потом — продвижение компании на рынке.

Но даже быстрый ребрендинг не избавит от ответственности за допущенное ранее нарушение прав. За «старый» незаконный логотип придётся заплатить добровольно или по решению суда.

Заказ ребрендинга в соцсетях: может ли разработчик подать в суд на контрагента

Уже были случаи, когда бизнесмен заказывал ребрендинг у частных специалистов в интернете. При этом они договаривались «на словах», обсуждая в переписке параметры нового логотипа и другие детали. Юридического договора не было, так что после внедрения изменённого бренда иногда возникали конфликты.

Защитить себя в этой ситуации, как отмечают суды, просто. Если заказ происходит в виртуальной среде, то нужно установить настоящую личность контрагента. После этого следует нотариально зафиксировать скриншотами факт согласия исполнителя на размещение измененного товарного знака (Решение от 24 ноября 2020 г. по делу № А35-10633/2019).

Примеры успешного применения домена .TECH

Создайте своё пространство в Сети: зоны .space / .center / .zone / .place

Рекомендуем

Домен .SALE: как купить его за 790 ₽ и для каких сайтов использовать

Защита PHP-сайта: зачем подключать услугу «Антивирус для PHP-сайтов» на хостинге

© Джино, 2003–2024. «Джино» является зарегистрированным товарным знаком.
Лицензия на телематические услуги связи № 150549 от 09.03.2017.
Правовая информация Политика конфиденциальности Карта сайта