23 марта 2023 г.
Время чтения: 6 минут

Домен как актив компании и подтверждение прав на него

Доменное имя — это не только адрес сайта в интернете, но и уникальный идентификатор компании. Он обладает самостоятельной маркетинговой ценностью, поэтому его можно смело считать одним из важнейших нематериальных активов компании в сети. Доменное имя упоминается в рекламе, используется в адресах корпоративной почты и в итоге начинает ассоциироваться у потребителей с компанией и её брендом.

Но спешить с регистрацией веб-адреса не стоит — нужно сначала убедиться в защищённости своих интересов. Это позволит вам избежать доменных споров и судебных разбирательств.

Регистрация доменного имени и товарные знаки

Зарегистрированный домен — ещё не совсем собственность администратора, так как он не относится к охраняемым объектам интеллектуальной собственности. Вы лишь арендуете домен, не получая непосредственных прав на доменное имя второго уровня как совокупность цифр, букв и знаков препинания. Такие права можно получить только после регистрации товарного знака.

В соответствии с определением Гражданского кодекса РФ, товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Под обозначением здесь понимаются слово, изображение или их сочетания.

В качестве товарного знака можно зарегистрировать: логотип; слоган; наименование продукта; доменное имя.

Регистрация доменного имени в качестве товарного знака даст вам возможность:

  • Защитить свои права на домен. Вы запретите третьим лицам использовать похожие слова и словосочетания, а это эффективный инструмент борьбы с любителями копировать чужие успешные проекты.
  • Подтвердить свою добросовестность. Теперь у вас будет право утверждать, что вы не нарушили ничьи права на ранее зарегистрированные знаки. Ведь вы можете просто не знать о них, особенно если владелец такого знака находится в другом регионе или в другой стране.

Права владельца товарного знака

Владелец товарного знака, точь-в-точь повторяющего доменное имя или очень на него похожего, владеет исключительными правами на сочетание букв, цифр и символов, образующих доменное имя. Помимо прочего, как определяет ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, владелец товарного знака вправе использовать его в интернете, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Та же статья Гражданского кодекса устанавливает, что никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения. И если администратор доменного имени, которое похоже на товарный знак, — это не владелец этого самого знака, то он нарушает права владельца. А значит, в случае конфликта их интересов суд при прочих равных условиях встанет на сторону владельца товарного знака, и регистрация доменного имени может быть аннулирована. К тому же, правообладатель может потребовать у владельца спорного домена выплату компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн руб.

Кейс «АРТИМЕДА»

В 2013 году ООО «АРТИМЕДА» (Благовещенск) купило домен artimeda-ufa.ru. А в 2014 году ЗАО «Пластида» (Москва), владеющее товарным знаком «АРТИМЕДА», опротестовало регистрацию домена в суде. Суд вынес решение об аннулировании регистрации доменного имени и взыскании с ООО «АРТИМЕДА» компенсации в размере 250 000 ₽.

Это похоже на ситуацию с производством каких-нибудь изделий и патентами. Вы можете производить новый прибор (владеть доменом) и продавать его на широком рынке, не оформляя патент на изобретение (не регистрируя товарный знак). Но может случиться так, что кто-то получил патент на прибор раньше, чем вы начали его производить, — тогда ваше производство де-факто и де-юре вне закона.

Как себя обезопасить

Ещё до регистрации домена стоит проверить, не владеет ли кто-нибудь правами на такой же товарный знак. Для этого в Правилах регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ даже предусмотрен специальный пункт 3.1.4. В нём сказано, что «в целях предотвращения возможных нарушений пользователю рекомендуется перед подачей заявки убедиться в отсутствии сходных с регистрируемым доменным именем товарных знаков, фирменных наименований, другой интеллектуальной собственности, наименований некоммерческих организаций и государственных органов».

Сделать такую проверку быстро и бесплатно можно на нашем сайте с помощью поиска по товарным знакам. Он ищет прямые совпадения и вхождения анализируемого домена второго уровня в ранее зарегистрированные товарные знаки.

Но будьте внимательны — такая проверка не даст 100% гарантий того, что никто и никогда не предъявит к вам претензий. Например, если вы будете проверять домен sa-sung, система не выдаст вам SAMSUNG. И вполне правильно — возможно, вы действительно представляете бренд спортивной одежды SASUNG. Но если вы решите притвориться официальным дилером корейского гиганта на таком домене «с опечаткой» — последствия могут быть самые неприятные.

Кейс «РИЗОЛИН»

Чаще всего доменные споры возникают в случае наличия недобросовестной конкуренции. Есть несколько арбитражных дел с участием ООО «Ризолин» — завода-производителя одноименного кровельного материала «Ризолин». Компания владела доменами ризолин-завод.рф и rizolin.ru. Некий ИП Зелюка М. С. зарегистрировал домен ризолин.рф и скопировал содержание сайта, расположенного на ризолин-завод.рф и rizolin.ru. Компания «Ризолин» обратилась в арбитражный суд. По решению суда от 19.09.16 г. регистрация домена была аннулирована, а ИП Зелюка М. С. выплатил ООО «Ризолин» компенсацию в размере 333 332 ₽.

Как решаются спорные вопросы

Аннулировать регистрацию домена, даже идентичного или очень похожего на товарный знак, можно далеко не всегда. Дело в том, что товарный знак регистрируется не просто так, а для определённых товаров и услуг. Поэтому одновременно могут сосуществовать несколько товарных знаков с одинаковым названием, зарегистрированных для разных товаров и услуг. Например, есть два разных товарных знака «УЛЫБКА» — для кондитерских изделий (№ 440176) и для услуг магазинов (№ 316676). Вопрос: кому же в такой ситуации должен достаться домен улыбка.рф?

При принятии решения об аннулировании регистрации доменного имени суды обязательно учитывают те товары и услуги, которые предлагаются на сайте со спорным веб-адресом. Если эти товары и услуги однородны с товарами и услугами, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, — домен могут аннулировать. Если нет, то законные права и интересы владельца товарного знака не нарушаются, а претензии к администратору доменного имени необоснованны.

Как не допустить «обратного захвата» домена

Реальная угроза для добросовестных администраторов доменных имён — «обратный захват» домена, когда кто-то намеренно регистрирует схожий с доменом товарный знак позже появления раскрученного домена. Цель таких людей — получить компенсацию от владельцев сайта или даже отобрать у них популярное доменное имя.

Недоброжелатель сразу может выбрать правильные товары и услуги для регистрации своего товарного знака. И поскольку доменное имя не относится к охраняемым средствам индивидуализации, суд может аннулировать регистрацию доменного имени, даже если домен был зарегистрирован раньше товарного знака.

Чтобы защитить свои права, администратору нужно будет доказать: факт широкой известности бренда, тождественного доменному имени; недобросовестные намерения лица, которое пытается «захватить» его домен с использованием товарного знака.

Такой судебный процесс может затянуться надолго и потребовать не одну сотню тысяч рублей на издержки. И только предварительная регистрация товарного знака позволит избежать этих проблем.

Регистрация товарного знака

Если вы заблаговременно зарегистрируете собственный товарный знак, вы получите полноценную правовую охрану для вашего доменного имени. Стоимость процедуры в бюджетном варианте — около 25 000 ₽, в полноценном — до 70 000 ₽. Подать заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент можно в электронном виде через сервис «Онлайн Патент», где для клиентов Джино предусмотрена приветственная скидка в 1000 рублей, а для участников нашей бонусной программы — ещё и дополнительные 500 баллов.

Запомнить

Перед регистрацией домена следует убедиться, что не существует похожего товарного знака.

Только регистрация домена в качестве товарного знака даёт исключительное право на доменное имя. Она же поможет предотвратить потерю домена при «обратном захвате».

Товарный знак регистрируется для определённых продуктов и услуг, и на сайте должны быть представлены именно заявленные товары или услуги.

Наличие зарегистрированного товарного знака поможет бороться с конкурентами, использующими сходные с вашим доменные имена.

Ещё один вид киберсквоттинга — саундсквоттинг

Список инструментов для работы администратора VPS

Рекомендуем

Домен .SALE: как купить его за 790 ₽ и для каких сайтов использовать

Защита PHP-сайта: зачем подключать услугу «Антивирус для PHP-сайтов» на хостинге

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
© Джино, 2003–2024. «Джино» является зарегистрированным товарным знаком.
Лицензия на телематические услуги связи № 150549 от 09.03.2017.
Правовая информация Политика конфиденциальности Карта сайта